Средиземье
Средиземье (англ. Middle-earth, буквально Срединная земля, также существуют варианты перевода Среднеземье, Средьземелье) — континент в Арде. Часто этим словом обозначают всю литературную вселенную Толкина. В самих же книгах Средиземьем называется восточная часть Арды, земли смертных, в противоположность райским берегам бессмертного Валинора.
Средиземье — одна из первых и самых известных фэнтези-вселенных. Оно является местом действия основных произведений Толкина — «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин Колец», значительной части «Сильмариллиона», а также ряда «вольных продолжений» других авторов.
История Средиземья, описанная Толкином, делится на четыре эпохи (Ages). Подробности истории, населения и языков Средиземья были подробно описаны Толкином в «Сильмариллионе», приложениях к «Властелину Колец» и изданной посмертно серии «История Средиземья».
Название
Middle-earth — буквальный перевод на современный язык среднеанглийского middel-erde, произошедшего от староанглийского слова middangeard, которым назывался реальный, обитаемый людьми мир, находящийся посередине между небесами и преисподней.
На языке квенья Средиземье называлось Эндор, «срединная земля», на синдарине это же название звучало как Эннор. В различные эпохи именовалось также Покинутыми Землями, Внешними Землями, Великими Землями.
География
Средиземье представляет собой обширный континент с продолжительной береговой линией на западе, постепенно уходящей к юго-востоку. Берега Средиземья омываются Великим Морем (океаном). На севере воды моря образовывают замерзающий залив Форохел, огражденный цепями Голубых гор, на юге — Белфалас, на берегах которого находится гондорский порт Пеларгир, еще дальше к югу — Умбар, цитадель корсаров. В бухте на Великом море стоит эльфийский город-порт Серые Гавани — единственный, откуда корабли отправляются в Валинор. В Великое море впадают реки Изен, Брендивин и Андуин.
Континент рассечён надвое хребтом под названием Мглистые горы, на севере которых находится Ангмар. У западного подножия гор стоит Ривенделл. К западу от хребта расположены лесистые равнины Арнора и Эриадора, с которыми на юге граничит Шир. К востоку от хребта лежат торговые города Дэйл и Эсгарот на берегах Долгого озера, а также гномье королевство Эребор; Одинокая Гора. В южных отрогах Мглистых гор находится лес Фангорн, к северу от него — Лотлориен, а к юго-западу — Изенгард, цитадель Сарумана.
Из Долгого озера истекает река Андуин, протекающая через степи Рохана. Далее река тянется через Анориэн и Итилиэн, разделяя Гондор и Мордор, и впадает в Великое Море в районе Белфаласа. На ее правом берегу лежит королевство Гондор со столицей в городе Минас-Тирит, прямо на реке стоит гондорская крепость Осгилиат. На левом берегу, к востоку от реки тянется цепочка Пепельных гор, отрезающих от всего мира Мордор, страну орков и темного властелина Саурона. К югу от Гондора и Мордора лежит жаркая, пустынная страна Харад.
Восток Средиземья малоизучен и населён, в основном, кочевыми племенами истерлингов, обитающих в степях к востоку от Рохана и юго-востоку Долгого озера, на берегах внутреннего моря Рун.
Народы
Люди Средиземья - Большая часть Средиземья населена людьми, которые, в свою очередь, достаточно неоднородны. Народы Арнора и Гондора составляют дунаданы, потомки последних верных нуменорцев. Население Рохана — светловолосые, высокие люди, занимающиеся, в основном, коневодством. Рохирримы — оседлый народ, в отличие от своих соседей, кочевников-истерлингов, живущих в степях Востока. Наконец, люди Юга — смуглые, темнокожие харадримы, о которых мало известно.
Эльфы Средиземья — бессмертные существа, владеющие врождённым волшебством и наделённые острым зрением. Они делятся на народы нолдор, синдар, ваниар, авари и телери. Они обитают в лесах Лихолесья, Лотлориэна, в Ривенделле и на побережье Великого Моря, в Серых Гаванях. Где-то далеко на Востоке, у Вод Пробуждения, древней прародины эльфов, живут последние из авари — эльфов, отказавшихся покинуть Средиземье и отправиться в Валинор.
Гномы Средиземья — низкорослый бородатый народ, сотворённый не демиургом Эру Илуватаром, а его учеником Ауле. Гномы обитают в подземельях Мории, Эребора, Голубых гор и Геллийских гор, добывая драгоценные камни и золото и славясь как лучшие ювелиры. После Войны Кольца, гномы также заняли Сияющие Пещеры Агларонда в Рохане. Мало кто видел гномьих женщин, те же кто видел, не всегда могли отличить их от молодых мужчин. [3]
Хоббиты — маленький народ ростом чуть больше метра, населяющий Шир, страну на левом берегу Брендивина. Это маленький миролюбивый народец земледельцев, живущий патриархальным республиканским строем. Внешне хоббиты похожи на вдвое уменьшенных людей (за что их прозвали полуросликами) с большими ступнями, поросшими густым мехом. Хоббиты состоят в отдаленном родстве с людьми. Их государство является аллюзией на «старую добрую Англию», дорогую Толкиену[источник?].
Орки или гоблины Средиземья — жестокий народ, созданный темным властелином Мелькором с помощью магических экспериментов над пленными эльфами. Это страшные, чернокожие, клыкастые существа, склонные к немотивированной жестокости и каннибализму. Поскольку они боятся яркого света, то обитают преимущественно в подземных пещерах, где часто воюют с гномами. Саруманом был выведен особый вид орков, Урук-хай — более высокие, сильные и небоящиеся света, более разумные и похожие на людей. Основные места их обитания — Мордор, Изенгард, Мория и горы в районе Гундабада.[4]
Тролли — гигантские существа, сотворённые Властелином Тьмы из камня в насмешку над энтами. Они делятся на несколько видов:
- северные (высокие, ≈ 4 чел. роста, сильные, ловкие)
- пещерные (боятся солнца, превращаются в камень от его лучей; мелкие, ≈ 1,5 чел. роста, сильные, меткие, но неповоротливые)
- горные (невысокие, ≈ 3 чел. роста, слабые, неповоротливые)
- «Тролль-гоблины» (невысокие, ≈ 2,5 чел. роста, достаточно сильные, очень быстрые, ловкие и меткие)
- «Олог-хай», снежные тролли (очень высокие, ≈ 5 чел. роста, очень сильные, очень ловкие, одни из немногих, выучивших Чёрный язык)
Энты — народ гигантских людей-деревьев, стражей леса, населяющих лес Фангорн, аналог русских леших. Предводитель энтов — Древобород. В древности энты-мужчины расстались со своими жёнами, и с тех пор много тысячелетий ищут их. Энты медлительны, миролюбивы и фанатично преданы природе (поскольку, фактически, являются частью флоры).
Гондор
Гондор (Земля камня) — в творчестве Толкина южное королевство дунаданов. Основано Элендилом после падения Нуменора в 3320 г. В. Э. на берегу залива Белфалас к западу от Мордора, со столицей Минас Тирит.
История Гондора
Столицей Гондора был изначально Осгилиат, в 1640 г. Т.Э. столица была перенесена в Минас Анор (изначально военную крепость).Из крепостей и городов Гондора известны Осгилиат, Минас Анор и Минас Итиль, Дол Амрот, Пеларгир.
Сначала Гондором управляли двое сыновей Элендила — Исильдур и Анарион. Элендил и Анарион пали во время осады Барад-дура, Исильдур был убит на Ирисовых Полях. Правление перешло к сыну последнего — Менелдилу. Таким образом, потомки Анариона были королями Гондора долгий срок — вплоть до времени Эарнура.
Когда Эарнур пропал в Минас Моргуле в 2050 г. Т. Э., правление принял королевский наместник Мардил Воронвэ. Поскольку не было уверенности, что Эарнур погиб, Мардил и другие Наместники клялись управлять страной «до прихода короля».
Возвращение короля произошло спустя почти тысячу лет, когда в 3019 г. Т. Э. права на трон Гондора предъявил Арагорн II Элессар, прямой потомок Исильдура, старшего брата Анариона.
Население
Население Гондора состояло из дунэдайн, потомков нуменорцев,и из представителей людей, живших в этих землях до прихода нуменорцев (а также из северян, от которых произошли рохиррим). До создания Гондора в этих землях жило множество людей самых разных племён, некоторые из которых остались жить там.
Рохан
Рохан — королевство рядом с Гондором, его союзник и вассал. Также встречается название Риддермарк или Марка (Марка - значит край, а Риддер - рыцарь в северных языках вроде норвежского). Жители этого степного края к северу от Гондора и северо-западу от Мордора зовутся Рохиррим.
География
Земли Рохана часто описываются как моря травы, и представляют собой равнины, продуваемые ветрами - таким образом, они похожи на пампасы Аргентины или южнорусские степи (Придонье). Климат Рохана — умеренно-континентальный, с жарким летом и морозной, но короткой зимой. В этом отношении Рохан являет собой нечто среднее между холодным климатом Рованиона и субтропическим Гондора.
Естественными границами Рохана являются:
- реки Изен и Адорн на западе, где Рохан граничит с Изенгардом и Дунландом;
- Белые горы, отделяющие Марку от Гондора, на юге;
- дельта реки Энтова Купель на востоке;
- река Лимлайт на севере.
Города
Столицей Рохана является горный форт Эдорас, лежащий практически на склонах Белых Гор. Другой крупный город - Альдбург, столица Истфолда и город Эорла Юного. Дунхарроу - убежище в Белых Горах. Хельмова Падь - долина в Белых Горах, в которой расположен Хорнбург, главная крепость Рохана.
Культура
Дунэдайн Гондора и Рохиррим - отдалённо родственны (происходят от Атанари, Эдайн Первой Эпохи). Предки Рохиррим не пошли в Белерианд, как Эдайн, которых позже вознаградили островом Нуменор. Они были известны как Э́оте́од, и позже Гондор наделил их провинцией Каленардон в честь битвы на реке Келебрант
Люди Рохана высокие, красивые, светлокожие, и в большинстве своём голубоглазые и с белыми длинными волосами. Практически все Рохиррим носят бороды. По характеру они суровые, яростные, но справедливые.
У Рохиррим были контакты с эльфами в ранние эпохи и они знают об Эру, но, как и Дунэдайн, храмов они не строят и ему не поклоняются. Вероятно, они обожествляют Вала Оромэ Охотника, которого зовут Бе́ма.
Кавалерия
Рохиррим были известны как талантливые наездники.
Армии Рохана почти полностью состояли из наездников, которых разделяли на нерегулярные единицы - э́ореды - до 2000 всадников. Описывают их вооружёнными длинными копьями, длинными мечами, лёгкими шлемами, круглыми щитами и кольчугами.
Во времена войны, каждый здоровый мужчина обязан прийти на Сбор Рохана. Рохиррим также связаны клятвой Эорла помочь Гондору в тяжёлые времена. Гондор в таких случаях может прислать Красную Стрелу или зажечь маяки Гондора.
Самыми известными лошадьми Рохана были меарас, самые быстрые и благородные лошади Арды: Фелароф был величайшим из меарас
Из-за любви к лошадям появилось и название жителей Рохана. Rohirrim - это синдарское Владыки лошадей, а Rohan (или Rochand) Земля владык лошадей.
Язык
Язык Рохиррим — рохиррик. Он родствен Адунаику, языку Эдайн, и Вестрону (общему языку). Рохиррим называют свой край Ridenna-mearc, Riddermark или Éo-marc, Марка лошадей , или просто Марка; а себя - Эорлинги, Сыновья Эорла.
Многие старые хоббитские имена сходны со словами из рохиррика, поскольку предки хоббитов из Шира жили в верховьях Андуина по соседству с предками Рохиррим, и их языки были схожи друг с другом. Название Хоббит, как считается, происходит от слова хольбитла (роющий норы).
История
В XIII веке Третьей Эпохи короли Гондора заключили союз с людьми Рованиона как с народом, родственным Дунэдайн Первой Эпохи.
В XXI веке Третьей Эпохи потомки тех людей, зовущие себя Эотеод, перекочевали от верховьев Андуина к северу Лихолесья, уничтожив по пути остатки воинства королевства Ангмар. Там у них произошла ссора с гномами по поводу сокровищ дракона Скаты, освобожденных одним из королей Рохиррим, Фрамом.
Позже, в 2509 году, Кирион Наместник Гондора призывает Эотеод на помощь в отражении атаки людей северо-востока Средиземья и орков Мордора. Эорл Юный отвечает на призыв, прибыв неожиданно на поле битвы при Келебранте, громит армию орков. В награду Эорл получает поля Каленардона, и переселятся туда вместе со своим королевством. Эта земля изначально была частью Гондора, но после опустошительной чумы 1636 года оставалась практически незаселённой.
Первая линия королей Рохана продолжалась 249 лет, пока в 2758 году Т.Э. страна не подверглась нашествию дунландцев под командованием Вульфа, сына Фреки. Король Хельм Молоторукий укрылся в Хорнбурге до прибытия помощи из Гондора, и находился в осаде около года. Сыновья Хельма погибли раньше него, так что после его гибели племянник Хельма Фре́алаф начал вторую линию королей, продлившуюся до конца Третьей Эпохи.
Вскоре после этого в Рохане появился Саруман и ему, как могущественному союзнику, был дарован Изенгард, поскольку у Рохана ушло около 200 лет на его восстановление после войны с дунландцами.
В 3014 году Т.Э. Саруман начал искать пути для ослабления короля Теодена, чтобы захватить Рохан. В 3019 году Саруман начал полномасштабную войну, победив в первых двух битвах у бродов Изена (там погиб Теодред, сын Теодена), и потерпев сокрушительное поражение в битве при Хорнбурге, когда армия хуорнов пришла на помощь Рохиррим.
После этой знаменательной победы войско Теодена отправилось к Минас Тириту и помогло в снятии его осады; во время битвы погиб Теоден. Эомер, племянник Теодена, после этого стал королём и начал третью линию королей Рохана. Его армия вместе с армией Гондора участвовала в битве у Чёрных Врат против сил Саурона.
Во времена Четвёртой Эпохи Рохан мирно сосуществовал с Объединённым Королевством. Через Рохан проходила дорога эльфов Лориэна в Линдон. Гномы приняли участие в разработке пещер Хельмовой Пади, в которых обнаружили множество драгоценных металлов.
Политика
Рохан был абсолютной монархией. Король был главнокомандующим в военное время. Страна была поделена на районы, как Истфолд и Вестфолд, которыми правили Маршалы, хотя и неясно, как именно.
Мория
Мория (правильно Мориа — от синд. Moria), также известная как Казад-дум, Чёрная Пропасть, Чёрная Яма, Дварроуделф, Хадходронд и Фурунаргиан) — в произведениях Дж. Р. Р. Толкина огромный подземный город в Туманных горах Средиземья. Её обширная сеть туннелей включала глубокие шахты и огромные залы, соединённые переходами. В течение многих тысяч лет обитателями Мории являлись гномы династии Дьюрина.
Этот город-государство был основан Дьюрином Бессмертным в течение одной из Эр Звёзд, за несколько тысяч лет до Пробуждения Людей. Изначально Дьюрин жил под горой Гундабад на севере Туманных гор. Путешествуя на юг, он достиг высокогорного озера, где он увидел отражение звёзд в воде в виде короны, сверкающей над его головой. Приняв это как благоприятный признак, Дьюрин впоследствии сделал это место своим новым домом. Он назвал это озеро Зеркальное или Келед Зарам, и оно оставалось почитаемым местом среди гномов, и города, который он назвал Казад-Дум, который стал известным позже как Мория.
Здесь Дьюрин основал клан Длиннобородых, самый древний из семи кланов гномов, став королём Дьюрином I из Казад-Дума. Впоследствии пятерым из его потомков и наследников давали его имя, поскольку они были очень похожи на своего праотца. Их считали перевоплощениями Дьюрина Бессмертного.
В начале Второй эпохи пришло много гномов от разрушенных западных городов Ногрод и Белегост в Эред Луин. Гномы Казад-Дума тогда торговали, чтобы поддерживать дружбу с царством эльфов-нолдор Эрегионом, но эта дружба прекратилась после создания Сауроном Кольца Всевластья и разрушения царства эльфов. Врата Казад-Дума были закрыты, и Саурон не смог войти в это место.
Богатство Казад-Дума было не в железе, серебре или золоте, а в драгоценном металле, мифриле, который был найден только здесь. В 1980 году Третьей эпохи гномы, исчерпав более доступные мифриловые жилы, стали копать слишком глубоко и пробудили очень мощное и таинственное зло, которое они назвали Погибелью Дьюрина, поскольку оно убило короля Дьюрина VI в том же году и в следующем году Наина, его сына. Гномы были неспособны победить Погибель Дьюрина или просто прогнать его, и поэтому были вынуждены бежать из Казад-Дума. После этого Казад-Дум стал местом страха и зла, и эльфы назвали его Мория (Чёрная Бездна).
После этого орки Туманных гор сделали Морию своим домом, но в 2790 году Трор, наследник Дьюрина, опрометчиво попытался повторно занять свой наследственный дом. Он был убит, и это убийство развязало войну гномов и орков, которая достигла высшей точки в очень кровавом сражении в Азанулбизаре за восточными вратами Мории девять лет спустя. Гномы победили, но они понесли большие потери и не стали занимать Морию, не желая встречаться с Погибелью Дьюрина.
Несколько поколений позже Балин, который сопровождал Бильбо Бэггинса во время поиска Эребора, описанного в «Хоббите, или Туда и обратно», собрал новую группу гномов, чтобы снова обжить город. Сначала всё было хорошо, но через несколько лет эта группа была уничтожена орками; об их судьбе узнали лишь годы спустя.
К концу Третьей эпохи, во время событий «Властелина колец», Мория вновь стала местом страха и ужаса. Когда Фродо Бэггинс на пути из Раздола вместе с Братством Кольца были остановлены горным обвалом, они решили пройти через Морию. Там они нашли журнал Балина и узнали судьбу его экспедиции. Они были тогда атакованы группой орков и увидели Погибель Дьюрина, которая оказалась Балрогом Моргота. Гэндальф противостоял демону на узком мосту около развалин Восточных ворот Мории, где они сразились один на один и во время поединку вместе сорвались с моста в Морийский ров. Остальная часть Братства, повинуясь приказу Гэндальфа, отступила по мосту. Хотя и Гэндальф и Балрог пережили падение, они продолжили свой эпический поединок от исконных глубин ниже Мории к одной из вершин горы, в конечном счёте уничтожив вершину легендарной Бесконечной Лестницы Казад-Дума.
Со смертью Балрога для Длиннобородых наконец открылась возможность восстановить свою древнюю родину, и говорят, что Дьюрин VII наконец привёл своих людей назад, в их долгожданную древнюю родину, спустя несколько столетий после её разрушения, восстанавливая то, что осталось от некогда могущественного Казад-Дума.
Эриадор
Эриадор (англ. Eriador, на синдарине «одинокие земли») — обширная местность к западу от Мглистых гор в Средиземье. Южной границей Эриадора считается река Гландуин, северной — залив Форохел, западной — Голубые горы и залив Лун, а также берег Моря.
История Эриадора в Первую и Вторую эпохи не очень хорошо известна, хотя известно, что там существовали как человеческие, так и эльфийские поселения. В конце Второй эпохи (в 3320 году) на севере края аданами было основано королевство Арнор. Активное освоение этих территорий было прервано сначала Великой Чумой, а затем продолжительными войнами с Ангмаром. К концу Третьей эпохи основная масса населения Эриадора была сосредоточена в Шире (Хоббитании), Брыле (Пригорье) и Ривенделле (Имладрисе, Раздоле, Дольне). В Четвёртую эпоху, даже несмотря на окончательное поражение Саурона, Эриадор был мало заселён.
Хоббитшир
Хоббитшир — Населён исключительно Хоббитами и расположен в северо-западной части Средиземья, в Эриадоре. Граничит на западе с Линдоном, на севере - с Артедайном и Арнором, на юге - с Минхириатом. Восточная граница не определена чётко; естественным рубежом является река Брендивайн. Максимальные размеры Хоббитшира составляют 50 миль от западных взгорий до южных болот.
Население
Шир полностью населён хоббитами, разговаривающими на "ширском" диалекте Вестрона. Государственная религия отсутствует. Местное население сохраняет остатки родовой структуры - живёт преимущественно большими и крепкими семьями, группируясь по родственному признаку. Моноэтническое население сложилось в результате переселения трёх основных племён хоббитов в западную часть Эриадора в середине Третьей Эпохи, и более поздней эмиграции с юга в Мари и Заскочье и смешивалось только с хоббитами, жившими в Брыль. Несмотря на небольшие размеры страны и родство его жителей, между ними существуют определённые местные различия языкового и культурно-бытового характера.
Основание Хоббитшира
Шир был основан в 1601 году Третьей эпохи хоббитами под управлением братьев Марчо и Бланко, получивших ленную грамоту от князя Арнора; летоисчисление Хоббитшира ведётся от этой даты. Хотя жители обязаны были следить за мостами и дорогами, а также оказывать содействие княжеским гонцам, другой помощи Арнору они практически не оказывали, а после падения Арнора, формально оставаясь в составе Гондора (на основании гондорско-арнорской унии 1940 г. Т.э.), фактически провозгласили независимость.
Устройство Хоббитшира. Военные силы
Шир состоит из четвертей, или четей: Северной, Западной, Восточной и Южной. Кроме того, в 1462 г. (3062 г. Т.э.) в его состав отдельными частями вошли Заскочье (местность по реке Брендивайн) и Западный Кром. Главой Хоббитшира являлся тан; хотя эта должность была формально выборной, фактически существовала аристократическая республика, так как таном автоматически становились представители наиболее знатных семейств; с 1979 по 2340 Т.э. танами становились представители рода Староскоков, а затем - Туков. Тан, который первоначально должен был замещать князя во внутренних делах Хоббитшира, постепенно стал главой государства; он созывал сходы, был воеводой дружины и ополчения хоббитов. Но к концу Третьей Эпохи должность тана стала формальной. Реальной властью в обладал мэр, избиравшийся раз в 7 лет на ярмарке в Белых Увалах. На мэре лежали обязанности почтмейстера, начальника полиции, и многочисленные церемониальные функции. Жизнь в Хоббитшире основывалась на Правилах - своде основных законов, восходящих ко временам основания государства. Лотто в 3019 году была предпринята попытка изменения и ужесточения Правил, которая провалилась в результате возвращения в Хоббитшир Хранителей.
Так как хоббиты не были воинственным народом, то военное дело в удалённом от очагов напряжённости в Средиземье Шире было не на высоте. Постоянная армия отсутствовала, а в случае опасности созывалось легковооружённое ополчение; это делалось в 2747 г. Т.э., во время вторжения орков, во время Долгой Зимы 2758 г., когда волки перешли Брендивайн, и 2-3 ноября 3019 г., во время восстания в Шире против Предводителя и Аспида. Кроме того, во время войны Арнора с Ангмаром они отправили на службу князя отряд лучников, но ни один источник людей этого не подтверждает. Полиция в Хоббитшире состоит из так называемых "ширрифов", подчинявшихся мэру. Внутри страны их было 12, по три на четь; значительно большее количество несло пограничную и таможенную службу. В правление Лотто численность полиции была увеличена в несколько раз, но после битвы в Уводье она вновь была сокращена. Охрану внешних рубежей Шира, особенно на севере и востоке, фактически несли Следопыты Севера, но никаких сношений с властями государства они не имели.
В 3019 году, после воссоединения Западных Королевств, Хоббитшир был принят под покровительство королём Элессаром, а в 1427 году по летоисчислению Шира (7 год Четвёртой эпохи) королевским эдиктом Хоббитшир был объявлен Свободной Землёй под покровительством Скипетра Севера, причём людям запрещалось появляться в Хоббитшире. Непонятным остаётся, сохранилась ли после этого должность тана.
Экономика, торговля и внешние сношения
Благоприятный климат и трудолюбие жителей делают Хоббитшир страной с достаточно эффективным хозяйством. Основу экономики составляет сельское хозяйство фермерского типа (земледелие, животноводство), в меньшей степени - охота. Рыболовство развито мало, и им занимались, прежде всего, жители Заскочья. Ремёсла, хотя и распространены достаточно широко, обслуживают, прежде всего, нужды местного населения. Промышленность представлена мелкими пищевыми предприятиями; только при Лотто была предпринята попытка её развития. Хотя сельскохозяйственная продукция производится по всему Хоббитширу, в ней существуют определённые местные различия. Производство ячменя и пива наиболее распространено в Северной чети, тогда как в Южной чети выращивается лучший виноград, изготавливается хорошее вино и табак. Табак (или, как его называют сами хоббиты - трубочное зелье) является основным продуктом ширского экспорта. Его культивация началась в 2670 г. Т.э. в Южной чети Тобольдом, привезшим табак из Брыля. Именно хоббиты первыми в Средиземье начали курить табак, а от них эта привычка распространилась среди других народов. Лучшими сортами ширского табака были "Старый Тоби", "Лист Долгой Долины" и "Южная звезда". Кроме того, популярностью пользовалось за пределами Шира местное пиво. Основная часть экспорта проходила через город Брыль, находящийся в одном дне пути к востоку. Неясно, какие товары ввозились в Шир; вероятно, это были ремесленные изделия, предметы роскоши и сырьё. Хотя через Шир проходит Западный Тракт, ведущий из Эсгарота в Линдон, сами хоббиты им практически не пользуются, отношений с эльфами Линдона не поддерживали, а эльфов, едущих на Запад, избегали. До объединения Запада Хоббитшир практически не имел дипломатических отношений ни с одним государством, и даже исторические связи с Брылём к концу Третьей Эпохи резко ослабли.
Наука
Как и во всём Средиземье, точные и естественные науки развиты очень слабо, хотя существует несколько работ обобщающего и практического характера, прежде всего, "Травник Шира" (автор - Мериадок Брендискок), трактат, посвящённый табаку и курению. Гораздо более распространены гуманитарные знания. Для хоббитов типично внимание к истории своих предков, поэтому в Хоббитшире широко распространены устные предания и рассказы, передававшиеся из поколения в поколение. Предметы материальной культуры, в том числе оружие, хранились в так называемом Маттом Доме. Всплеск интереса к изучению истории был вызван той ролью, которую хоббиты сыграли в событиях конца Третьей Эпохи; в начале Четвёртой эпохи записываются многочисленные устные предания, создаются Летописи Хоббитшира и многочисленные исторические труды и хроники, в том числе Алая Книга Западного Крома. В этот период формируются библиотеки, важнейшия из которых - в Недовышках, Брендинорье и Смеалищах.
Следует отметить также "Переводы с эльфийского" в трёх томах, выполненные Бильбо Бэггинсом, филологический трактат Мериадока Брендискока "Древние понятия и имена Шира" и его же трактат по хронологии "Летоисчисление".
Главными учёными Хоббитшира должны быть названы Бильбо Бэггинс, Фродо Бэггинс и другие хоббиты - члены Братства, а также их наследники.
Арнор
Арнор (Королевские Земли) — северное королевство дунаданов в Средиземье, основанное Элендилом в 3320 г. В. Э.. Фактически просуществовало до 862 г. Т. Э.
Территория
Королевство находилось между Мглистыми Горами на востоке и Синими Горами — на западе. На юге граница проходила по рекам Седонне и Гландуину, сливавшимся возле Тарбада. Столица королей располагалась в Аннуминасе на озере Ненуиал.
В дни расцвета Арнор включал в себя весь Эриадор, кроме Линдона и земель восточнее Седонны и Гремячей, где лежали Имладрис и Эрегион.
Впоследствии на территории Арнора образовался Шир.
Правители
Основатель королевства Элендил пал во время осады Барад-Дура в 3441 г. В. Э., трон должен был занять его сын — Исилдур, однако и он погиб по дороге из южных земель два года спустя. Вместе с ним пали трое старших сыновей, убитые на Ирисовых Полях. Младший сын Исилдура, Валандил, остался в Раздоле. Его назвали третьим королем Арнора, хотя он ни разу не взошел на трон.
Десятым королем Арнора был Эарендур. После его смерти в 861 г. Т. Э. три сына заявили свои претензии на трон. Это привело к распаду Арнора на три отдельных, но связанных между собой королевства, — Артэдайн, Кардолан и Рудаур. Старший сын Эарендура, Амлаих Форностский, стал королем Артэдайна; к нему восходил род Арагорна наследника Исилдура.
Эребор
Одинокая гора (на синдарине — Эребор) - это название одновременно горы и расположенного под ней королевства гномов.
История
Королевство заложил в 1999 году Трайн I, сын Наина, после исхода гномов из Мории. В Эреборе был найден драгоценный Камень Камней Аркенстон - Сердце Горы. Королевство Эребор стали называть Подгорным королевством, короля - Подгорным королем.
В 2770 году Смог Золотистый, прослышав о богатствах Эребора нападает на королевство. Гномы бежали, а дракон заполз в гору и залег там на груде сокровищ.
Мордор
Мордор — царство Саурона, на юго-востоке Средиземья на Восток от Андуина. Фродо и Сэм отправились туда, чтобы разрушить Кольцо Всевластья. Мордор уникален благодаря трём огромным горным хребтам, окружающим его с севера, запада и юга, и защищающим эту землю от неожиданного вторжения.
География
Мордор был защищён с трёх сторон горными цепями, устроенными примерно прямоугольно: «Ered Lithui» на севере, «Ephel Dúath» на западе, и неназванный (или возможно все еще называемый Ephel Dúath) хребет с юга. В северо-западной части Мордора глубокая долина Удун была единственным входом для больших армий, и это то место, где Саурон построил Чёрные Ворота Мордора, хотя возможно, что эти ворота были построены или эльфами или Нуменорцами с целью удерживать зло в пределах Мордора. Башни Зубов помещены позади Черных Ворот, и были построены Гондором, чтобы укрепить Мордор в течение времени мира между Последним Союзом и возвращением Саурона. Перед Мордором лежит Дагорлад или Равнина Сражения. Главная крепость Саурона Барад-дур была в предгорьях Ered Lithui. К к юго-западу от Барад-Дура лежит засушливое плато Гибели Горгорота; на восток равнина Литлад. Узкий проход, ведомый через Ephel Dúath охраняла крепость Минас Моргул (ранее Минас Итиль). Еще более трудный проход охранялся гигантским пауком Шелоб и крепостью Кирит Унгол. Другая известная крепость была Дуртханг в северном Ephel Dúath.
Южная часть Мордора была намного более плодородная, и достаточно влажная, таким образом позволяющее вести сельское хозяйство. В этой части Мордора располагалось море Нурнон.
К западу от Мордора располагалась узкая полоса земли Итилиэн, за которой был город Осгилиат и большая рекой Андуин, к северо-западу Рохан, и к юго-востоку, Кханд.
Флора Мордора — последние растения, сумевшие выжить в этой «умирающей, но еще не умершей» стране (Властелин Колец). Включает в себя «низкорослые деревца», «пучки жесткой серой травы», «сморщенные мхи», «заросли ежевики» и густо растущие кустарники, которые можно было найти около крохотных ручейков, капавших из долин наверху. Сэм и Фродо укрылись за такими кустами ежевики, у которых были длинные острые шипы и крючковатые колючки. Кустарники также имели шипы, которые Сэм описывает как «длиною в фут».
Появление
Мордор был последствием разрушительных действий Моргота, очевидно сформированный массивными вулканическими извержениями. Ему дали название Мордор уже во времена Саурона, обосновавшегося там, из-за его вулкана Ородруина (который также называли Роковой Горой) и его пламени.
История
Ранняя история
Саурон обосновался в Мордоре спустя 1000 лет после конца первой эпохи, и это стало местом его злой воли на все вторую и третью эпохи Средиземья. В северо-западном углу Мордора находится Ородруин, где Саурон сделал Кольцо Всевластия. Рядом с Ородруином стояла цитадель Саурона Барад-Дур. После этого, Саурон был известен как Темный Властелин Мордора.
В течение 2500 лет, Саурон управлял Мордором непрерывно. Создав Кольцо, он пошёл в наступление на эльфов Эрегиона. Он был повержен людьми Нуменора. Он воевал с людьми снова, почти тысячу лет спустя, покуда он не был захвачен Нуменорцами и принесен к их острову, где в конце концов был уничтожен. Сразу после разрушения Нуменора, Саурон возвратился в Мордор как дух и вновь стал править.
Последний Союз и Третья Эпоха
Правление Саурона было прервано, когда он попытался уничтожить Людей и Эльфов. После нескольких лет осады, силы Последнего Союза Эльфов и Людей вошли в Мордор. Саурон был побежден в заключительном сражении на склонах Ородруина. В течение приблизительно тысячи лет, Мордор охранялся Гондором.
Жертвы от Большой Чумы, во время правления Короля Телемнара, были настолько высоки, что укрепления, охраняющие Мордор были оставлены, поскольку войска были призваны обратно к городам Гондора. Лишенный охраны, Мордор начал заполняться злом снова. Минас Итиль в Моргульской долине был захвачен назгулами, а укрепления, которые должны были защитить Гондор от угрозы из Мордора, были превращены в средство защиты Мордора от нападения из вне. К тому времени, когда Саурон возвратился в Мордор, тот был защищен очень хорошо. На севере в течение Войны Кольца были большие гарнизоны, а солёное Внутреннее море на юге, позвляло доставлять рабов из стран востока и юга.
Война Кольца
В течение войны Кольца, Саурон собрал все его силы к Мордору. После сражения в Пеленноре, Властелин Запада прошел в Черные Ворота. Саурон послал его армию, чтобы уничтожить воинов Гондора и Рохана, но когда Фродо Бэггинс и Голлум разрушили Кольцо Всевластия, Мордор пал. Темная Башня, Черные Ворота и Башни Зубов разрушились. Произошло извержение Ородруина, а Саурон и его назгулы были уничтожены.
После окончательного поражения Саурона, Мордор стал снова пустынен, поскольку орки бежали или были уничтожены.